Кавказское локомотивное депо основано 18 июня 1874 года!
Пост Романовский в сохранившихся документах впервые упоминается в 1813 году. Но он был учрежден значительно раньше. В книге «Суворов на Кубани» рассказывается о том, что казаки, переселившиеся из станицы Романовской, что на Дону, наблюдательно -охранную службу несли здесь еще в конце XVIII века.
Многие из них после демобилизации оседали на этих землях с семьями. Да и как было не поселиться, если река Кубань кормила их десятипудовыми сомами, двухпудовыми осетрами и севрюгами, не говоря уже о мелкой ценной рыбе; кругом было полно непуганой дичи и зверя. Земля щедро дарила урожай.
К середине XIX столетия поселение казаков расширилось. По косогору, что от поста за болотистой впадиной и мелколесьем, пролегал почтовый тракт Екатеринодар-Ставрополь. Но вот вопрос: мог ли он без строительства, без железной дороги и станции Кавказская превратиться в город?
Осмелимся предположить, что по своему значению он мог стать где-то средним между соседними станицами Кавказской и Казанской, а то и остаться хутором, каких немало на берегах реки Кубань. Романовский хутор уже к концу века превзошел эти станицы как по численности населения, так и по своему положению.
Станция Кавказская по проекту 1872 года с самого начала планировалась как крупный железнодорожный узел на 242 версте, где к моменту начала строительства дороги образовался приличный хутор. На ней планировалось создать базу для сосредоточения различных строительных материалов, а в перспективе — развитие здесь эксплуатационной работы, связанной с движением поездов.
Действующее ныне локомотивное депо, как и станция, было построено на болотной впадине, которая занимает более 10 квадратных километров. Здесь близко залегали грунтовые воды, местами были бочаги и родники, участки, поросшие камышом. Эти природные факторы являлись для строителей дороги дополнительными трудностями.
Владикавказскую железную дорогу в 1873 году строили 17 тыс. чел. На нашей станции они впервые появились на год раньше. В основном это были землекопы и плотники. На территории, где было СУ-126, а ныне СМП-538, они построили землянки и времянки, пекарню с кухней, баню, контору и т.д. А весной следующего года со станций Мирская пришли сюда еще землекопы, грабари, тачечники, плотники. Всеми партиями рабочих руководили десятники
Вначале в депо было два паровоза, затем со стороны станции Тихорецкая пригнали еще 12 серии «К» — для вождения грузовых поездов и серии «Б» для пассажирских.
Депо в те годы располагало двумя путями, по которым паровозы заходили сюда на ремонт. Лишь в 1881 гг. был построен южный ручной поворотный круг.
18 июня, поезд из 6 вагонов повез несколько партий рабочих на станцию Мирская. Этот день 18 июня 1874 года принято считать днем основания депо, хотя оно в деревянных сараях уже было. На Владикавказской железной дороге, ныне СКЖД, они также были. В основном же локомотивные бригады работали на отечественных паровозах серии «О», «У», «К», «Б». За рейс эти паровозы перевозили до 420-450 тонн грузов.
Утро 22 июня 1941 года не предвещало беды. Яркое солнце посылало на землю теплые и ласковые лучи. Воспользовавшись хорошей погодой, одни паровозники с семьями уехали отдыхать в лес на природу, другие за город на огороды, третьи пошли в гости.
Дома остались немногие, да те, кто ждал вызова в поездку. А после 12 часов дня, когда прозвучало сообщение В.М.Молотова о внезапном нападении на нашу страну фашистской Германии, многие паровозники поспешили в депо. Многие паровозники храбро сражались на фронтах с врагом.
В память о них воздвигнут памятник на территории депо.
В середине 50-х гг. XX столетия правительством страны было принято решение о генеральном плане электрификации железных дорог и перестройки заводов транспортного машиностроения на производство тепловозов и электровозов. С 1956 года ажурные мачты с проводами начали продвигаться и по нашей СКЖД.
В конце 1960 года бетонные опоры с ажурными мачтами приближались к нашему железнодорожному узлу. К переходу на электротягу в Кавказском локомотивном депо (а такое наименование ему было присвоено в 1962 г) готовились задолго и основательно.
С 1959 г. по 1962 г. на специальных курсах обучались 986 машинистов, 924 их помощников, 719 слесарей, 105 электриков и рабочих других специальностей. Для них было прочитано более тысячи технических лекций, проведены сотни практических семинаров и занятий, бесед, консультаций, технических конференций.
Работали школы передового опыта. Для обучения машинистов и их помощников использовалась любая возможность. В конце 1961 г. с Новочеркасского электровозостроительного завода в депо поступила партия электровозов серии «ВЛ-60к» и «ВЛ-60п»
При получении в 80-х гг. электровозов серии «ЧС — 4Т» в депо возникла проблема с подготовкой локомотивных бригад и слесарей для их обслуживания. В числе первых его освоил машинист-инструктор П.К Чумаченко. Затем он доходчиво проводил занятия со своими коллегами, разработал памятку по эксплуатации и устранению неисправностей в этом электровозе.
В период освоения коллективом депо нового электровоза серии ЧС—4Т многие машинисты добровольно и охотно помогали своим товарищам изучить его. Так, например, машинист первого класса Сергей Анатольевич Демченко раньше многих разобрался в принципиальной схеме и узлах локомотива, мастерски водил поезда. Этому же учил и своих коллег. Доходчиво и понятно рассказывал им о назначении каждого узла, их взаимодействии. В помощь им разрабатывал памятку. Более чем за три года школу Демченко прошли сотни машинистов и их помощников.
На всех этапах 140-летней истории славу локомотивному депо в городе и на Северо-Кавказской железной дороге создавали и ныне создают его труженики. Так было и так всегда будет!!!
p.s. Хочу сказать спасибо Музею Кавказского локомотивного депо за предоставленный материал!
Здравствуйте! Моему отцу необходимо сделать запрос о том, что он работал в этом локомотивном депо. Дайте, пожалуйста, e-mail по которому можно связаться с архивом или отделом кадров.
Здравствуйте! Телефон отдела кадров смотрите ИНФО О НАС!
Здравствуйте! В 1966 г. в локомотивное депо Кавказская поступили 10 электровозов ЧС4, имевших номера 002-011 (серия 52Е1). Около года или, возможно, несколько больше, электровозы эксплуатировались на участках Кавказская — Белореченская и Кавказская — Мин. воды. А затем электровозы были переданы в депо Киев-пасс. Сохранилась ли в депо какая-либо информация о работе этих электровозов? Я пишу очерк об этих электровозах. Но их работа в Вашем депо — совершенно «тёмное пятно». Интересуюсь любыми интересными сведениями, воспоминаниями современников и пр.
Здравствуйте! Я спрошу о них в нашем музее. обязательно отпишусь!
Буду очень благодарен!
Добрый день! В каком точно году был установлен паровоз-памятник Л-0239 ?
Здравствуйте. Памятник поставили на 130 летие
Ждём с нетерпением.
Здравствуйте, в 60 70 года в депо работал мой дедушка Башкиров Эдуард Илларионович. Есть ли в музее какая о нём информация. Спасибо.
Здравствуйте. Я вам дам телефон музея прозвоните.
Добрый день, Денис! Хотел бы узнать, есть ли в городе Кропоткин или может даже на базе самого депо Кавказская, учебное средне-образовательное учреждение , которое подготавливает помощников машинистов?
Здравствуйте! На базе самого депо нет!
Ну и локоничный вопрос..)))) а где есть?
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта
Начальник отдела кадров Казанская Ирина
Адрес электронной почтыpu-8-kropotkin@yandex.ru
Адрес 352382, г.Кропоткин, р-н Кавказский, ул Пушкина, д. 69
Контактный телефон+78613861074
Спасибо огромное)) долго долго копался в интернете и нашел этот же физический адрес, что Вы написали. Только все реквизиты , эл.почта и название у образовательного учреждения другие). Огромное спасибо, плохого человека Денисом не назовут :)! обязательно свяжусь. 🙂
Доброго Вам времени суток !
С большим интересом прочла статью, дело в том, что мой пра-пра-дед Оскар Гиршберг инженером путей сообщения и был специалистом по подвижному составу, возможно именно он приехал на первом паровозе . Семья какое-то время жила в Романовском .
Сообщите пожалуйста, если есть такая возможность, как узнать более подробно об истории дороги и моем деде.
С огромной благодарностью Гиршберг Галина.
Здравствуйте! Это надо в нашем музее узнавать. Там целая книга написана, у меня лиш коротко.
Подскажите пожалуйста кто был руководителем депо в 1965 году?
Как узнаю напишу.
Добрый день, Денис! Я сотрудница центральной городской библиотеки им. А.В. Луначарского и нас очень интересует история нашего города. Скажите пожалуйста, не осталось ли у вас в архивах фотографий ЖД пешеходного моста в районе городского парка, парка железнодорожников, клуб Ленина и мероприятий в нем. Спасибо!
Добрый день. Я посмотрю что есть.
Спасибо!!!
Не подскажите как полное Имя Фамилия Отчество Машиниста Секлецова
Почему не упомянуты люди, которые работали в депо во время войны и после? Мой дед Сапожников Александр Евгеньевич был удостоен Орденом Ленина. А его фамилия не написана в вашей истории. История очень скудно написана
Здравствуйте. Увы это все что я смог найти в архиве депо!
Ваша история очень скудно написана. А где фамилии людей, которые работали во время войны и после? Почему упомянут только П. Чумаченко? Мой дед Сапожников Александр Евгеньевич отдал все свои силы депо во время войны и после. Подготовил много учеников, был награжден Орденом Ленина, Орденом Красного Знамени. Почему в вашей истории нет его имени? Всё забыто? Очень жаль!!!