Герои депо!

 Около входа в цех эксплуатации на стене здания эксплуатационного локомотивного депо Кавказская с правой стороны по решению администрации, первичной профсоюзной организации и Совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Кавказская в разное время установлены три мемориальные доски посвященные участникам  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года, внёсших наибольший вклад в великое дело Победы Советского народа над фашизмом.

   03 августа 2012 года в канун праздника дня железнодорожника около входа в цех эксплуатации на стене здания эксплуатационного локомотивного депо Кавказская с правой стороны в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска в честь Героя Социалистического труда,  дважды Почётного железнодорожника, машиниста паровоза Коваленко Григория Игнатьевича.( 1911г.—1969г.) Свою трудовую деятельность в Кавказских паровозо – вагонных мастерских  в  1920 году учеником слесаря  по ремонту паровозов. Любознательный и инициативный паренёк, быстро стал слесарем, а затем бригадиром и мастером цеха по ремонту паровозов. A  в  1939 году, он как опытный мастер паровозного депо Кавказская был направлен Наркоматом Путей Сообщения СССР на Улан – Удэнский   паровозо — вагонный завод, где остро не хватало опытных специалистов. На завод Григорий Коваленко прибыл как опытный специалист, мастер с правом управления машиниста паровоза и был назначен мастером  цеха большого завода. Но вскоре началась война и заводу  Государственным Комитетом обороны  СССР ,была поставлена задача выполнять  оборонные заказы. Основной целью выполнения этих заказов было, давать  фронту все больше  паровозов и вагонов. Узким местом  большого завода был  паровозо- сборочный цех.  И этот прорывной участок работы  руководство завода, доверило  опытному мастер Коваленко Григорию Игнатьевичу. Со своей бригадой  несмотря на голод и холод  Григорий Игнатьевич  по несколько суток не выходил из цеха , но срывов военных заказов никогда не допускал. И вот  в начале ноября 1943 года Коллектив  Улан-Удэнского паровозо-вагонного завода за постоянное перевыполнение воинских заказов, Государственным Комитетом Обороны  СССР был награждён переходящим знаменем как победитель соревнования. Многие работники завода, за высокие показатели в труде, были награждены орденами и медалями. А мастеру паровозосборочного цеха  Коваленко Григорию Игнатьевичу Указом Президиума Верховного совета ССССР от 5 ноября 1943 года было присвоено высокое звание Героя Социалистического труда. А руководство НКПС  наградило его знаком «Почётному железнодорожнику».  В 1944  году Григорий Игнатьевич был направлен на курсы повышения квалификации НКПС в город Москву, по окончанию которых, был направлен работать заместителем Начальника паровозного депо Поворино , а затем заместителем Начальника депо по ремонту паровозов в депо Россошь. В мае 1945 года за выполнения производственных задач руководством НКПС ,Григорий Игнатьевич  повторно был награждён знаком «Почётному железнодорожнику».  В 1952 году Григорий Коваленко вернулся в Кавказское паровозное депо и стал работать машинистом паровоза, а затем в 1962 году, стал машинистом электровоза. Но в 1963 году, он по состоянию здоровья , по причине  развитиея приобретённого в годы войны туберкулёза , ушёл на пенсию. А в 1969 году Коваленко Григория Игнатьевича  не стало.

   05 мая 2017 года   около входа в цех эксплуатации на стене здания эксплуатационного локомотивного депо Кавказская с правой стороны по решению администрации, первичной профсоюзной организации и  Совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Кавказская в торжественной обстановке была открыта памятная доска Участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, помощнику машиниста паровоза  Кавказского паровозного депо ,Туфтову  Ивану Никитовичу            ( Годы жизни 1912год-1974год). В Кавказском паровозном депо Туфтов.И.Н трудился  в качестве кочегара и помошника машиниста паровоза с февраля 1948года по сентябрь 1954года.  На фронт  в 1941 году Туфтов Иван Никитович  ушёл  добровольцем  . Он участвовал в кровопролитных  боях за Смоленск  в 1941 году. И чудом избежал окружения под Киевом, его вовремя раненого вывезли с поля боя в эвакогоспитоль. В 1942 году  участвовал в битве за Сталинград и опять был тяжело ранен и попал в госпиталь. Он бвоевал пулеметчиком 45-го механизированного корпуса  6-й  танковой армии в составе 2-го Украинского фронта  по командованием Ивана Васильевича Конева.  Он с   1941 года  по 1945 год Иван Никитович, постоянно находился на фронте, освобождая нашу  Родину от фашистских захватчиков. . Он бесстрашно уничтожал гитлеровцев на Западном, Брянском, Юго – Западном, 1 – м, 2 – м, 3 – м Украинских фронтах ,Только на  небольшое время,   выходя из боя, залечивая раны в госпиталях . Он был пять раз ранен и всегда возвращался на фронт. Но особенно отличился Иван Никитович при освобождении Западной Украины в 1944 году. При форсировании его подразделением рек Южный Буг и Днестр  в  районе города Могилёв Подольский проявил чудеса храбрости будучи пулемётчиком  мотострелкового батальона. Только в феврале , марте  1944 года за свои подвиги  был награждён  Орденом Красной звезды  и Орденом боевой Славы 3-й степени. А  22 марта  1944 года в боях при освобождение города Могилёв  Подольский  совершил героический поступок. Закрепив свой пулемёт на плоту состоящем из  нескольких брёвен  он несмотря на шквальный огонь фашистов из всех орудий вплавь преодолел реку Днестр и оттесняя огнём своего пулемёта  фашистов, которые оборонялись под прикрытием танков. В этом бою Иван  Никитович уничтожил две пулемётные точки ,20 солдат и двух офицеров и смог освободить пладздарм на противоположном берегу реки Днестр, для дальнейшего наступления Советских войск .   Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 13 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевого задания на фронте борьбы с немецко — фашистскими захватчиками и проявленный при этом мужество, и героизм  красноармейцу  Туфтову  Ивану  Никитовичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением Ордена  Ленина  и медали «Золотая звезда». Но эту награду  Иван Никитович получил только в конце  1944 года так как в этом жестоком бою был тяжело ранен в  пятый раз и долго лечился в госпиталях.  В Кавказском паровозном депо  Иван Никитович поступил работать  кочегаром в феврале 1948года,  а  через  пол года , сдал экзамена на помощником машиниста паровоза . В 1952  году решением комиссии при Начальнике Кавказского отделения дороги ему было присвоено  звание техник лейтенант. Но  в  сентябре 1954 года в связи с ухудшение состояния здоровья,  по причине наличия   пяти ранений  полученных на фронте,   Иван Никитович уволился с Кавказского паровозного депо по собственному желанию.  Он переехал  на постоянное место жительства  в Красноармейский район  Краснодарского края , где проживала  его сестра. И  начал трудится вспециализированном предприятии  рисомлем — совхозе  «Красноармейский».Семья у него была большая жена и пятеро дочерей. Но к сожалению  21.07. 1974  года  Ивана Никитовича не стало. Он  похоронен в посёлке  Краснодарский  Красноармейского района  Краснодарского края. Ежегодно  перед днём  Победы 9 мая  делегация Кавказского  эксплуатационного  локомотивного депо  в количестве 7 человек посещает  могилу Героя Советского  Союза  Туфтова  Ивана Никитовича  и привозит  венок  и цветы от трудового коллектива Кавказских локомотивщиков.

 06 мая  2018года года ,на здании эксплуатационного локомотивного  депо Кавказская ,в торжественном митинге  была открыта памятная доска Участнику Великой Отечественной войны  Герою  Социалистического труда, « Почётному железнодорожнику» , машинисту паровоза  депо Кавказская  Дмитриенко Ивану Сергеевичу ( Годы жизни.1908г.-1987год.) На железнодорожном транспорте Дмитриенко.И.С. начал трудится учеником, а затем слесарем  паровозном депо Каменоломни  в 1924 году. В1932году он уже  машинист   паровоза    депо Каменоломни. В 1938 году успешно освоил вновь поступившие самые мощные  паровозы серии «ФД» . А в марте 1941 года  перевёлся работать в паровозное депо Кавказское. С августа1942года по февраль 1943года был комиссаром  партизанского отряда состоящего из работников Кавказского железнодорожного узла и действовавшего в районе Майкопа. После краткосрочных курсов командиров Советской армии  с ноября1943года по май 1945год участвовал в освобождении Советского Союза от фашистских захватчиков, в качестве  командира пехотного взвода  227 пехотного полка  2-й танковой армии  1-го Белорусского фронта. С 1946 года   май 1964 года  продолжил работу  в качестве машиниста  паровоза в Кавказском паровозном депо, был машинистом 1-го класса водил пассажирские поезда паровозом серии «ИС» .Также Иван  Сергеевич был инициатором вождения  грузовых  поездов  от Кавказской до Батайска одной локомотивной бригадой. Не редко руководство Паровозного депо доверяло ему  замещать машинистов инструкторов паровозных колонн. В 1959 году  за высокие показатели в труде ему было присвоено высокое звание  Героя Социалистического труда и  звание «Почётный железнодорожник» .Он был награждён  вторым Орденом  Ленина и медалью «Золотая звезда» .Первые награды  Орден  Трудового Красного знамени и Орден  Ленина , Иван  Сергеевич  получил в конце  сороковых и начала пятидесятых годов за профессионализм и высокие показатели в социалистическом соревновании на железнодорожном транспорте.  С  1964года по 1987год Дмитриенко Иван  Сергеевич  находился на заслуженном отдыхе но связи с коллективом локомотивного депо Кавказская  не  терял. Он принимал самое активное участие  в работе  ветеранских организаций города  Кропоткина  и железнодорожных организаций  Кавказского узла  по воспитанию молодого поколения железнодорожников   в духе патриотизма и любви своей профессии, и железнодорожному транспорту. Так как его жизненный путь был достойным примером настоящего железнодорожника. 

   На территории эксплуатационного локомотивного депо Кавказская расположен памятник- монумент, в память о работниках  Кавказского локомотивного депо , которые отдали свои  жизни в борьбе за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков , в годы  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Памятник в виде солдата – освободителя воина Советской армии в полный рост и рядом расположена мемориальная мраморная плита ,на которой выбиты фамилия, имя и отчество 52-х работников Кавказского локомотивного депо погибших в 1941 – 1945 годах. Этот памятник –монумент, на территории локомотивного депо Кавказская был торжественно открыт на митинге 9 мая 1975года, в присутствии ветеранов и работников Кавказского локомотивного  депо, администрации  Кавказского отделения дороги , а так же  жителей и администрации города Кропоткина . Торжественный  и много тысячный митинг в этот день был посвящён  30 – летию  Победы Советского народ над фашистскими захватчиками , самой кровопролитной   Великой Отечественной войне  1941 – 1945 годов. Немаловажную роль  в приближении  Великой Победы на фашизмом , сыграли  работники Кавказского паровозного депо , Одни из них  с риском для жизни , под бомбёжками и артобстрелами выполняли свои служебные обязанности. Точно и в срок доставляя военные грузы  и всё необходимое для военных фронтов,  где ковалась Победа. А другие не щядя своей   жизни  сражались с ненавистным врагом на всех фронтах  Великой Отечественной войны, и так же приближая   Победу. Своими героическими подвигами свой  достойный вклад в освобождении страны от ненавистного врага, внесли и железнодорожники Кавказского паровозного депо. А  чтобы нынешнее и будущее поколение работников эксплуатационного локомотивного депо Кавказская, не забывало и всегда помнило своих героев ,которые ценою своей жизни  завоевали им Победу и был установлен памятник-монумент солдату освободителю.

Председатель Совета ветеранов                                               А.А.Малый

эксплуатационного локомотивного

 депо Кавказская   

Хранитель Комнаты славы                                              ЮМ.Бондаренко. депо Кавказская.                          

                                                               20.09.2019 года.    

Сайт локомотивного депо Кавказская